Адаптивный конный спорт и иппотерапия — методики, помогающие детям с ментальными нарушениями в развитии адаптироваться в обществе, а также позволяющие лечить людей с помощью верховой езды.
Специалисты утверждают, что катание на лошади в течение 30 минут заменяет 4−5 сеансов массажа. Верховая езда стимулирует развитие опорно-двигательного аппарата, улучшая координацию и тренируя выносливость. Благодаря тому, что при езде задействованы почти все группы мышц, улучшается физическое развитие наездника в целом. Она расслабляет мышцы, позволяя снимать блоки, которые невозможно устранить другими процедурами.
Задачи проекта: Организация и проведение спортивно — оздоровительных мероприятий, направленных на пропаганду здорового и активного образа жизни для детей с ограниченными возможностями и ментальными нарушениями. Комплексная реабилитация детей-инвалидов, базирующаяся на лечебной верховой езде и включающая в себя занятия по медицинской, психолого-педагогической и социально-творческой реабилитации. Организация сотрудничества с учреждениями и организациями г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, работающими с детьми с аутизмом, для предоставления услуг иппотерапии детям на безвозмездной основе.
Значимость проекта и результаты
Индивидуальные занятия Процедура, занятие, или урок иппотерапии подразумевает обязательное участие 4-х основных «действующих лиц», это подопечный, иппотерапевт, коновод и лошадь. К ним при необходимости могут добавляться ещё 1−2действующих лица: помощник инструктора и специалист (врач, педагог, логопед, дефектолог, инструктор или методист по ЛФК и другие специалисты) — 60 минут.
Групповые занятия Проводит один тренер, с группой из 4−6 всадников — подопечных, с каждым из которых работает помощник. Участие помощника целиком зависит от уровня подготовленности и умений всадников, которые подбираются, с примерно соответствующим друг другу уровнем. Помощник, в зависимости от возможностей и умений своего подопечного или страхует егои помогает ему управлять лошадью с помощью дополнительного повода или идёт рядом, вмешиваясь в процесс только при необходимости — 60 минут.
Результаты: Наличие условий для проведения занятий иппотерапией детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями, которые позволяют проводить занятия иппотерапией; Восстановление и формирование моторных, речевых, эмоциональных и психических навыков детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями; Физическое воздействие иппотерапии формирует правильную осанку, укрепляет мышечный корсет всего тела, помогает подопечному софрмировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.
В проекте занимаются 15 детей с органическим поражением ЦНС, ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. В начале реализации проекта дети выдерживали на лошади 5 минут. Половина даже не подходили к лошади. В марте 2023 года, спустя 17 месяцев с момента реализации проекта: все дети сидят на лошади. Среднее время занятий для каждого: 30−45 минут. 6 детей шагнули на новый уровень и занимаются адаптивным конным спортом. В октябре 2022 года дети были на Чемпионате и первенству в г. Сочи по программе Паралимпийская выездка и Специальная Олимпиада. Наши дети заняли призовые места.